top of page
1111.jpg
22.jpg

Общее недоразвитие речи (ОНР) — системное нарушение речевой сферы (звуковой стороны речи, фонематических процессов, лексики, грамматического строя речи) у детей с нормальным слухом и относительно сохранным интеллектом. У детей данной группы в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и различение звуков, словарный запас отстает от нормы, страдают словообразование и словоизменение, связная речь не развита!
 

         Выделяют три уровня общего недоразвития речи у детей:

         1-й уровень ОНР характеризуется либо полным отсутствием речи, либо наличием лишь ее элементов (так называемые «безречевые дети»).
         Активный словарь таких детей состоит из небольшого числа звукоподражаний и звуковых комплексов (лепетных слов), которые часто сопровождаются жестами: «туту» — поезд, «ляля» — кукла.

         Значительная ограниченность активного словаря проявляется в том, что одним и тем же лепетным словом ребенок обозначает несколько понятий: «биби» — машина, самолет, пароход, грузовик.

         Вместо названий действий дети часто употребляют названия предметов и наоборот: «туй» (стул) — сидеть; «пать» (спать) — кровать.
         Фразовая речь отсутствует. Дети используют однословные слова-предложения: «Дай» означает «Дай куклу» или что-либо другое.

          Звукопроизношение характеризуется смазанностью, невозможностью произнесения многих звуков.

         Слоговая структура сильно нарушена. В речи детей преобладают 1-2-сложные слова. Сложная слоговая структура сокращается: «аба» — собака, «алет» — самолет.

     

         2-й уровень ОНР. Дети используют более развернутые речевые средства. Однако недоразвитие речи выражено еще очень резко. В литературе этот уровень характеризуется как «начатки общеупотребительной речи».

         В речи детей появляется довольно большое количество слов (существительных, глаголов, прилагательных, появляются некоторые числительные и наречия, предлоги). Но используемые слова достаточно искажены («лябака» — яблоко, «обуйчик» — огурчик).

         Отличительной чертой является присутствие в речи детей двух, трехсловной фразы («Кадас ледит аепка» — Карандаш лежит в коробке). Однако связи между словами предложения еще грамматически не оформлены, что проявляется в большом количестве аграмматизмов.

         Предлоги чаще всего опускаются, но иногда появляются простые и лепетные варианты («Ника ези а той» — Книга лежит на столе).
В речи детей нарушается согласование глагола и существительного («мачик сидят» — мальчик сидит, «иса безал» — лиса бежала), прилагательного с существительным («касный зезда» — красная звезда). Формы существительных, прилагательных и глаголов среднего рода отсутствуют или искажаются.

Словообразование на этой ступени речевого недоразвития отсутствует.
         Звукопроизношение грубо нарушено. Может страдать произношение и различение до 16-20 звуков. Слоговая структура слов в речи детей также нарушена. Трудности встречаются в словах, состоящих из двух-трех и более слогов. Дети нарушают их последовательность, переставляют, опускают, добавляют слоги («вимедь» — медведь, «лисипед» — велосипед).

         Рассказ по картине или по серии сюжетных картинок, который характеризует состояние связной речи, строится примитивно. Чаще всего сводится к перечислению увиденных событий и предметов.

       

 

         3-й уровень ОНР  характеризуется развернутой разговорной фразой, отсутствуют грубые отклонения в развитии различных сторон речи. Имеющиеся нарушения в речи детей касаются в основном сложных (по значению и оформлению) речевых единиц. Порой только с помощью специальных тестов можно определить отклонения в речевом развитии ребенка.

         Такие дети пользуются в основном простыми предложениями, а также некоторыми видами сложных. При этом структура их может нарушаться: отсутствие главных или второстепенных членов предложения («Папа забивает картину» — Папа прибивает гвоздь для картины.)

Для этого уровня ОНР характерно значительно меньшее количество ошибок, связанных с изменением слов по родам, числам, падежам, лицам и т. д. Но они все же есть: неправильно употребляются формы множественного числа существительных («ведры» — ведра, «ухи» — уши), смешиваются падежные окончания существительных мужского и женского рода («лежит тапка»), неправильно согласуются существительные с прилагательным («красная солнце»), числительные с существительными («пять елки») и др.
         По-прежнему недостаточно понимание и употребление сложных предлогов, которые упрощаются: например, предлог из-за употребляется как из («из стола» вместо «из-за стола»).

         Словарный запас на первый взгляд кажется достаточным, но при обследовании может выяснится незнание таких частей тела, как локоть, веки, переносица; лексических значений слов «озеро», «ручей», «бретельки».

         Нередки ошибки в словообразовании. Ребенок неправильно образует уменьшительно-ласкательные формы существительных («стулик» — стульчик), относительные прилагательные («кожевый» — кожаный, «деевевая» — деревянная), притяжательные прилагательные («медведин хвост» — медвежий хвост), глаголы с приставками («зашивает пуговицу» — пришивает пуговицу).

         Звуковая сторона речи детей существенно лучше по сравнению с предыдущими уровнями ОН Р. Остаются лишь нарушения произношения некоторых сложных звуков (например, р и л). Слоговая структура слова воспроизводится правильно, кроме слов сложного слогового состава: «аквариа» — аквариум, «милицанер» — милиционер.

         При пересказе (связная речь) дети могут переставлять местами части рассказа, пропускать важные элементы сюжета, обеднять содержание.
         Страдают звуковой анализ и синтез. Ребенок с трудом выделяет первый и последний звук в слове, подбирает картинки на заданный звук. Это впоследствии будет служить препятствием для овладения грамотой.

bottom of page