Адрес:

150006, г.Ярославль,  ул. Дружная, д. 14

Тел: +7(4852)41-07-51; тел/факс: +7(4852)48-81-76.

МДОУ "Детский сад №77"

  • Одноклассники Social Иконка
  • Facebook
  • Twitter
  • Google+

Контакт:

e-mail: buldinalogo@yandex.ru

Обратная связь

© 2019 Булдина М.А. учитель-логопед

Ребенок в мире звуков

        Рождаясь, малыш попадает в мир звуков. И, как  развитие ребенка  должно идти постепенно, так же и звуки в его жизни должны появляться избирательно. В первую очередь, из комнаты с кроваткой младенца, необходимо убрать телевизор. Главный звук для новорожденного - это голос матери. Но и маме необходима работа, начиная с этого периода,  над своей интонацией и речью. Постоянно разговаривайте с малышом. Речь, обращенная к ребенку,  должна быть простой, без сложных оборотов, эмоционально-окрашенной, не монотонной. Недаром так нравятся малышам Сорока-белобока, Коза рогатая, Коготки-царапки. Играя в них с ребенком, мама налаживает не только  эмоциональный и  тактильный контакт, но и развивает слуховое внимание, и делает необходимый массаж пальчиков, тем самым активизируя речевые зоны мозга малыша. А речь, как известно, находится на кончиках пальцев.

        Трудно недооценить роль чтения родителями художественных произведений для детей своему ребенку. Читать можно с самого раннего возраста, выбирая сказки Пушкина А.С. или стихотворения Чуковского К.И., Агнии Барто. Их произведения легки для восприятия, запоминания. И само чтение, хотя бы недолгое перед сном, будет отличным поводом для общения даже уставшей после рабочего дня мамы и так ждавшего ее весь день ребенка. Разговоры на повышенных тонах и громкое выяснение отношений между взрослыми также должны проходить подальше от ушей малыша, которому так сложно еще ориентироваться в мире звуков, особенно, когда он становится хаотичным и слишком громким.

        Ребенок растет, изолировать его полностью от нашего насыщенного звуками мира не удастся. Но и здесь можно стать для него осторожным проводником в этот мир. На прогулке в лесу, в парке обратите внимание ребенка на звуки ручья, шелест листьев, пение птиц, на улице пусть попробует отличить звук трамвая от звука автобуса, дома- звук пылесоса от шума воды, мурлыканье котенка от лая собаки.  Насыпьте в баночки разные крупы, попросите ребенка определить, предварительно послушав звук каждой, где какая. Учите ребенка прислушиваться, подражать, быть внимательным, различать звуки живых и неживых предметов. Проблемы со слухом можно заподозрить уже на этом этапе и вовремя обратиться к врачу-сурдологу.

        От внимания к неречевым звукам, можно переходить к большему привлечению внимания к речевым звукам. Так, можете петь короткие песенки, а, о, у, и просить ребенка их повторить вслед за вами. Можете кричать вместе «ау», или подражать плачу младенца «уа». Можете вместе охать, ахать, ойкать, айкать и т.д., придумывая самые разные игровые ситуации, когда эти восклицания были бы уместны. Учите веселые стихотворения, разыгрывая то, о чем в них говорится. Учите ребенка звуковому анализу, играя с ним в мяч, придумывая свое слово на последнюю (вторую с конца и т.д.) букву слова ребенка, или прося его назвать слова по дороге во двор, на кухню и т.д., на определенную букву, звук. Объясните различие между буквой (то, что мы пишем и видим) и звуком (то, что мы произносим и слышим). Называйте предмет на картинке словом нарочито неправильно, пусть ребенок даст знать тогда, когда очередное слово будет соответствовать картинке. Предложите отгадать загадки-рифмы или договорить строчку в рифму. Составляйте и отгадывайте кроссворды, можно на слух попросить угадать слово с известной первой и последней буквой. Работайте над интонацией, прося сказать ребенка тихо или громко, грустно, весело, удивленно, от лица разных героев одну и ту же фразу.

        Речь ребенка развивается по подражанию взрослым. Кому-то из детей процесс говорения дается легко, по большей части, благодаря нормальному уровню развития и особенно хорошему слуховому вниманию, другим детям научиться говорить сложнее, также как некоторым детям и взрослым тяжело освоить иностранный язык. Дополнительной преградой может быть факт использования в семье второго языка. Если вы заметили, что у ребенка существуют трудности с усвоением одного языка, от использования второго лучше пока на время отказаться. То же, и со стремлением изучать иностранный язык, как можно с более раннего возраста. Здесь лучше подождать, пока у ребенка речь и звукопроизношение родного языка будет соответствовать норме, как правило, это происходит к пяти годам, и вот тогда уже пробовать, при нормальном психологическом состоянии ребенка, его силы в изучении иностранного языка.

                 Родители могут сделать очень многое для своего ребенка, но, если и этого недостаточно, необходима помощь, и лучше своевременная, специалистов.