Адрес:

150006, г.Ярославль,  ул. Дружная, д. 14

Тел: +7(4852)41-07-51; тел/факс: +7(4852)48-81-76.

МДОУ "Детский сад №77"

  • Одноклассники Social Иконка
  • Facebook
  • Twitter
  • Google+

Контакт:

e-mail: buldinalogo@yandex.ru

Обратная связь

© 2019 Булдина М.А. учитель-логопед

Развитие речи в зависимости от социального окружения.

      Речь детей формируется под влиянием речи взрослых, педагогического воздействия и  условий жизни. Это влияние  благотворно, когда ребенок слышит нормальную речь, получает от взрослых указания, как следует говорить, живёт в здоровой обстановке. Нарушение такого  влияния  задерживает развитие речи ребенка.

      Без наличия языковой среды немыслимо  развитие речи.  У глухонемых родителей, например, дети с нормальным  слухом долго не  говорят (иногда до 4—5 лет). Чем больше  ребенок повседневно общается с окружающими его людьми,тем раньше и лучше начинает  говорить. Игнорирование взрослыми особенностей детской речи  очень вредно. Многие родители думают, что малышам не  следует помогать, что это бесполезно, что ребенок вырастет  и сам научится говорить.

     Часто члены семьи подлаживаются к языку ребенка, при разговоре лепечут, сюсюкают. Это им кажется чрезвычайно забавным и милым. Так они не только не стимулируют ребенка к овладению нормальным произношением, но еще более закрепляют его детский лепет.

        Еще Я.А. Коменский порицал родителей за потакание неправильностям детской речи. К.Д. Ушинский также протестовал против слащавости речи взрослых с маленькими детьми, против превращения их речи в забаву для взрослых.             

       Ошибочно думать, что фразами «пойдем тпруа» или «Лелечка бобо, она бах-бах» мы вступаем в более интимные отношения с ребенком, развиваем его ум. У маленьких детей это достигается «музыкой», интонацией слова, а не звуковым составом его.

Насколько прочно таким путем закрепляются у детей на долгое время несовершенства речи, видно из такого примера. Мать разговаривала со своей дочерью Аней исключительно ее языком, ее звуками, в результате чего неправильное произношение у Ани удерживалось до пятилетнего возраста.

Такая сентиментальность тем более недопустима, что сами дети не любят, когда взрослые разговаривают с ними, подражая их произношению.

       Особенно вредно подобное подделывание под речь малыша, когда оно идет вразрез с требованиями логопеда. Под влиянием противоречивых раздражителей («ошибки» положительного и тормозного) дитя иногда впадает в истерическое состояние (срыв нервной системы). Ю.И. Фаусек рассказывает о случае, когда воспитательница поправляла сюсюкающую речь ребенка, хвалила его за успехи в этом, а мать, придя в детский сад, заговорила с ним: «Ах, ты мой масюсенький...» Четырехлетний ребенок при этом сердито затопал ногами и заплакал, крича: «Не хочу, не хочу!» Но это не значит, что надо говорить с маленькими детьми обязательно по-взрослому. Соответственно возрасту закономерно приспособляться к речевым возможностям ребенка и употреблять наряду с обычными словами более легкие, как-то: мяу, вау-вау, бай-бай и т.п., постепенно, без особой задержки заменяя их более сложными, но доступными для подражания названиями (киса, Боба и т.п.). Говорить же трех- или четырехлетнему ребенку: дя-й вместо дай, масюсенький вместо маленький, тпруа вместо гулять непозволительно.

       Из изложенного видно, что своеобразия детской речи, в частности детского произношения, являются проявлением естественных возрастных особенностей. Подобные своеобразия распространяются на все стороны языка ребенка — фонетическую, словарную и грамматическую.

Хотя речь у подавляющего большинства дошкольников к 5— 7 годам в отношении внятности достигает языковой нормы, однако в силу индивидуальных, социальных и педагогических особенностей развития своеобразие произношения в той или иной мере у некоторых детей иногда задерживается до 7—10 лет.

       При определении вида речевых недочетов (своеобразий или патологии) следует учитывать средние возможности для возрастных ступеней дошкольников. Так, отсутствие или неправильное произношение до 5—6 лет звука [р] без наличия патологии является возрастной особенностью. Но если такая картавость сохраняется и в школьном возрасте, то перед нами стойкий дефект — косноязычие как последствие педагогической запущенности. При наличии же короткой уздечки языка и подобных анатомических поражений этот недочет является уже патологическим. Произнесение [с] как [т] считается своеобразием лишь до 4—5 лет, а затем запущенностью или патологией. Для [с], произносимого как [ф], эта цифра снижается до 3—4 лет. Так же и с недостатками дыхания, голоса, ритма.

       Нередко лишь в процессе логопедической работы удается определить природу речевого несовершенства. Этим и объясняется наблюдаемый в нашей, и особенно в зарубежной, литературе чрезвычайный разнобой в статистических данных о недостатках в речи детей как дошкольного, так и школьного возрастов. В каждом конкретном случае причиной возрастного своеобразия в речи дошкольника являются преимущественно или те, или иные из изложенных особенностей развития речи у маленьких детей. Поэтому в семье, где имеются картавые взрослые, одни дети говорят картаво, а другие правильно.

       Из сказанного становится ясным и то, что в младшей группе детского сада состояние анатомо-физиологических механизмов речевого аппарата и социальное окружение играют в развитии речи значительно большую роль, чем в старшей группе детей, у которых сознательное отношение к языковым явлениям достигает уже достаточно высокого уровня, рамки социального окружения расширяются.

       Установлено, что влияние на речь маленького ребенка со стороны детей (братьев, сестер, товарищей, особенно старших по возрасту) даже в условиях семейного воспитания сильнее, чем со стороны взрослых, и, следовательно, наиболее интенсивно стимулирует ребенка к развитию речи, но, естественно, недостаточно правильной и богатой.

       Так как речь ребенка развивается только через подражание, то в яслях, домах малютки и детских садах, особенно в группах малышей, этому развитию грозит большая задержка (бедность словаря, искаженность произношения и пр.). Примеры этого нередки. Трудности подобного рода вполне преодолеваются правильной организацией языковой культуры в таких учреждениях, ведущая роль в которых принадлежит воспитателю. Чем больше воспитатель (няня) разговаривает с детьми, чем лучше стимулирует их к разговору, тем успешнее формируется их речь; чем чаще малыши общаются с детьми старшего возраста (общие прогулки, игры и т.п.), а также со взрослыми, тем богаче становится их речь.