Адрес:

150006, г.Ярославль,  ул. Дружная, д. 14

Тел: +7(4852)41-07-51; тел/факс: +7(4852)48-81-76.

МДОУ "Детский сад №77"

  • Одноклассники Social Иконка
  • Facebook
  • Twitter
  • Google+

Контакт:

e-mail: buldinalogo@yandex.ru

Обратная связь

© 2019 Булдина М.А. учитель-логопед

Комбинированная группа для детей с тяжелыми нарушениями речи. Советы логопеда.

         Все товарищи вашего малыша по играм в песочнице уже говорят предложениями, некоторые знают много стихов и песенок. А ваш произносит только несколько слов, не соединяя их во фразу, хотя всё понимает, показывает у игрушек глазки и носы, приносит по вашей просьбе игрушку, рассматривает картинки. Почему он развивается не так как другие дети? Пора ли обращаться к логопеду или послушаться советов бабушек, которые «хорошо помнят», что папа вашего малыша тоже долго не хотел говорить, а потом, ничего, заговорил. Безусловно, опыт старшего поколения бесценен и к нему следует прислушиваться, но не в этом случае.

         Если в три года речь ребенка остается лепетной, словарный запас составляет 10-20 слов, следует обязательно обратится к логопеду детской поликлиники или детского сада. Только специалист может определить, что это – задержка речевого развития или общее недоразвитие речи. Но и в том и в другом случае ваш ребенок нуждается в помощи. Общее недоразвитие речи может быть выявлено и в более старшем возрасте (в 4,5,6 лет). Но чем раньше обнаружено речевое нарушение, чем раньше ребенку начали оказывать коррекционную логопедическую помощь, тем скорее будет исправлено речевое нарушение, тем лучше будет развиваться ребенок в дальнейшем, тем выше его стартовые возможности к началу школьного обучения.

         Что такое общее недоразвитие речи? Это тяжелое нарушение речи, которое выражается в недостаточности всех ее сторон. У ребенка с общим недоразвитием речи нарушено произношение звуков. Многие звуки ваш ребенок или совсем не произносит, или искажает, заменяет другими. Это означает, что и слышит, различает он эти звуки недостаточно чётко, не умеет подбирать слова на заданный звук, не слышит чётко ударного звука в слове. В этом случае говорят, что у ребенка нарушено восприятие звуков речи. У ребенка с общим недоразвитием речи ограничен словарный запас. Он не знает названий многих предметов, признаков, действий. Не умеет называть правильно части тела и лица человека, многие предметы одежды, фрукты и овощи, предметы мебели, профессии и др. Затрудняется в подборе слов с противоположным значением (широкий-узкий, длинный-короткий, подойди-отойди, расстегнуть-застегнуть). Не знает название неосновных оттеночных цветов: оранжевый, серый, фиолетовый, коричневый. Связно рассказать знакомую сказку, мультфильм, о событиях, произошедших с ним за день, такой малыш не может.

         Недостаточно и понимание речи, не обусловленной бытовой ситуацией. У такого ребенка слабо сформирован (или практически не сформирован) грамматический строй речи. В возрасте 4-5 лет он допускает много ошибок в образовании форм слов (5 ухов, глазов, окнов), не умеет подбирать к названиям животных названия детенышей (у кошки – котенки, у медведя – медвежонки), допускает ошибки в образовании прилагательных (грушное варенье, апельсинный сок). Сначала такие ошибки кажутся родителям забавными. Но, закрепляясь в речи ребенка они не способствуют её дальнейшему правильному развитию.

         Если специалист выявил общее недоразвитие речи – вашему ребенку требуется специальная коррекционная логопедическая помощь. Оказана она может быть только в условиях специальной группы для детей с тяжелыми нарушениями речи. В такой группе работает учитель-логопед (только с детьми этой группы, соответственно имеет возможность уделить достаточное внимание коррекции речи каждого воспитанника). Специальными знаниями и опытом в области коррекции речи детей обладают воспитатели. Весь педагогический процесс в группе для детей с общим недоразвитием речи подчинен необходимости речевого развития. Специальные упражнения выполняются не только с логопедом и воспитателями, но предусмотрены и в работе музыкального руководителя, инструктора по физической культуре. В логопедической группе вашего ребенка не только научат правильно произносить все звуки родного языка. С ним будет проводиться большая систематическая работа по формированию словарного запаса, коррекции грамматического строя речи, развитию связной речи, внимания, памяти, а также подготовка к обучению в школе, включающая обучение грамоте и подготовку руки к письму.

         

         Родители, которых волнует развитие своего ребенка, обязательно становятся активными участниками этого процесса. Хорошее правило для таких родителей: каждый день хотя бы одна игра, развивающая речь, внимание и память малыша.

 

         Вашему вниманию предлагаются несколько игр, не требующих ни времени, ни подготовки –

         только ваше желание и заинтересованность.

         «Волшебные очки»

- Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, синим и т.д.) Посмотри вокруг в волшебные очки, какого всё стало цвета, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный забор и пр.

          «Чудесные превращения»

 - Мы с тобой будем фокусниками. Любой предмет станет ещё ярче, красивее, интереснее. Давай попробуем. Был большой мяч – стал ещё больше, а теперь большущий. Была длинная веревка – стала ещё длиннее, длиннющая.

Для игры можно брать следующие словосочетания: яркое платье, тёмная ночь, сладкая конфета, весёлый клоун, глубокая река, красивая машина, тёплый ветерок…

          «Я заметил»

  Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим. А еще обязательно укажем - какие они. Вот почтовый ящик – он синий. Я заметил кошку – она пушистая. Ребенок и взрослый могут называть предметы по очереди. Можно называть не признаки, а действия, а также составлять предложения про всё увиденное).

          «Волшебники»

Предложите малышу стать волшебником. Теперь он может уменьшать или увеличивать предметы. Превратите все предметы вокруг в большие: дом – в домище, светофор – в светофорище, машину – в машинищу и т.д. А завтра – все предметы волшебным образом уменьшатся – стол – столик, кот – котик, грузовик – грузовичок.

В такие игры можно играть дома, по дороге из детского сада, в любую свободную минуту. Поверьте, что результат не заставит себя ждать!