top of page
Якорь 1

Роль семьи в развитии речи ребенка

711856.jpg

Будьте вместе с ребенком. Познавайте, играйте и развивайтесь. Только при совместной деятельности ребенок правильно воспримет окружающую его действительность.   

                                            Л.С. Выготский

         Ребёнок не рождается со сложившейся речью. Овладение речью - это  сложный, многосторонний психический процесс. Её появление зависит от мно­гих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда  головной мозг, слух, речевой аппарат достигнут определённого уровня  развития.

         Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной ре­чи. Речь ребёнка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки.... Бытует глубокое неправильное мнение о том, что произносительная сторона речи ребёнка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребёнок сам, по­степенно, овладевает правильным звукопроизношением. В действительности же невмешательство в процесс формирования речи почти всегда влечёт за со­бой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ран­них лет жизни. Очень важно, чтобы ребёнок с раннего возраста слышал речь правильную, отчётливую, на примере которой формируется его собственная речь, а родители правильно оценивали его речевое развитие.

         

 Нормы речевого развития:

1 год 3 месяца - словарный запас увеличивается до 6 слов, ребенок пони­мает простую инструкцию без жеста, знакомые слова показывает по картинке.

1 год 6 месяцев - показывает одну из частей тела, словарный запас 7-20 слов.

1 год 9 месяцев - показывает три части тела, использует фразу из двух слов «Мама, да!» - «Мама, иди!», «Дай ляля» «Дай куклу», словарный запас 20 слов.

В 2 года здоровый ребенок показывает пять частей тела, имеет словарный запас минимум 50 слов. Понимает и правильно выполняет двухэтапную ин­струкцию «пойди на кухню и принеси чашку», верно использует местоимения я, ты, мне, предложения строит из двух слов. К двум годам ребенок уже усваивает звуки: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г, х. Свистящие звуки (с, з, ц), шипящие (щ, ж, ч, щ) и сонорные (р, л) он обычно пропускает или заменяет.

В 2 года и 6 месяцев ребёнок правильно использует в речи местоимения я, ты, мне; повторяет две цифры в правильной последовательности, имеет понятие «один». Он понимает обозначение действий в разных ситуациях: «покажи, кто сидит, кто спит»,значение предлогов в привычной конкретной ситуации «на чем ты сидишь?».Правильно произносит звуки: с, з, л.

         

          Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно забо­титься о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности.

         Родители просто обязаны знать, какое огромное значение для ребёнка имеет речь взрослых и как именно нужно разговаривать с маленькими детьми. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, чётко произнося каж­дый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний слов. Совершенно неуместна «подделка» под детский язык, которая нередко тормозит развитие речи. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребёнка многие слова долетают искажённо: «смори» вместо «смотри», «не бежи» вместо «не беги», «ваще» вместо «вообще» и т.д. Особенно чётко нужно произносить незнако­мые, новые для ребёнка и длинные слова. Обращаясь непосредственно к сыну или дочери, вы побуждаете их отвечать, а они имеют возможность внимательно прислушаться к вашей речи. Речь взрослых - пример для детей. В разговоре де­ти используют не только интонацию взрослых, но даже их манеру говорения. Поэтому взрослым нужно следить за своей речью не только в беседе с детьми, но и в разговоре между собой в присутствии детей. Много значит, когда в семье дружные отношения, разговаривают спокойно, вежливо, ласково и ребенок не слышит грубого слова. Взрослые должны самокритично относиться к соб­ственной речи и при наличии недочетов в ней стремиться к их устранению.

         

     Правила, которые следует помнить:

1. Если к вам обратились с вопросом, отвечайте вежливо, полным пред­ложением. Четко произносите слова и звуки, говорите так, чтобы было понятно.

2. Внимательно выслушивайте советы старших - так и вас будут выслу­шивать Ваши дети.

3. Здоровайтесь при встрече с друзьями, знакомыми и приучайте это де­лать своего малыша. Слова приветствия или прощания говорите с улыбкой, доброжелательно - то же самое, будет делать ваш малыш.

4. Учите ребёнка обращаться к взрослым на Вы.

5. Не забывайте извиниться за допущенную неуместность в поведении.

6. Благодарите за оказанную Вам помощь, заботу, внимание - научите этому ребенка.

7. Постоянно используйте волшебные слова: «пожалуйста», «спасибо», «прошу», «извините», «всего хорошего», «позвольте», «до свидания», «добрый день».

8. Не разговаривайте громко в транспорте, на улице, в общественных ме­стах - то же самое будет делать ваш малыш.

 

        В семье для ребёнка нужно создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился правильно строить предложения, чётко произносить звуки, интересно рассказывать.

        Своевременное развитие речи перестраивает всю психику малыша, поз­воляет ему более осознанно воспринимать явления окружающего мира. Чтобы ребенок смог получить больше разнообразной информации об окружающем, взрослые должны помочь ему в этом. Расширяя круг представлений ребёнка об окружающих предметах и явлениях, беседуя с ним па различные бытовые темы, близкие и доступные пониманию малыша, родители будут тем самым не только расширять его кругозор, но и способствовать овладению правильной речью. Предоставьте ребенку широкие возможности пользоваться каждым из пяти чувств: он должен видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус и чув­ствовать различные элементы окружающего мира.

          Помните, хорошие результаты достигаются долгой и упорной работой!

bottom of page